ystrek (ystrek) wrote,
ystrek
ystrek

О символике бело-сине-красного флага

(В.ТРУТОВСКИЙ, "К ВОПРОСУ О РУССКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦВЕТАХ И О ТИПЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗНАМЕНИ РОССИИ", 1911 г.)
(отсюда, по ссылке от vital_inz)

"(...) Таким образом, из всего сказанного пока можно, мне кажется, сделать вывод, что комбинация черно-желто-белая не находит себе достаточно подтверждений в истории жизни и духа русского народа, не дает нам никакой общегосударственной символизации и потому должна быть отвергнута.

К совершенно иным результатам приводит рассмотрение комбинаций цветов - красного, синего и белого.

Из этих цветов красный поистине может называться народным, русским цветом. С самого первого появления в истории наших предков и вплоть до наших дней он всегда был наиболее любимым, наиболее характерным для Руси цветом. В языке он не только имеет целый ряд синонимов - чермный, червленый, черватый и т. д., не только массу других оттенков, но еще обозначает и прекрасный, красивейший, торжественный, парадный. Стоит только вспомнить - красная девица, красное крыльцо, красный угол - под образами, красный звон - самый торжественный, в отличие от малинового - особо музыкального и др., чтобы видеть его особое значение в русском языке, созданное, конечно, особой любовью к нему. "Коль красна милость в время скорби" (XI). "Просвети очи мои, Христе Боже, и дал ми еси свет твой красный" (Поуч. Владимира Мономаха) "Оумалеша красная земли", то есть плоды (XI в.) и масса других подобных, доходящих до сравнения с солнцем, - солнцеобразная - "краснолицая", найдем мы в древней письменности. В истории мы видим уже в древнейшую эпоху червленые щиты как отличительный признак наших первых воинов; в "Слове о полку Игореве" эти же щиты везде на первом плане, кроме того, у князя Игоря был "чрьленъ стягъ, бела хорогвь, чрьлена чолка, сребрено стружие храброму Святославичу".
При Грозном, при котором, как раньше я говорил, закончился первый акт окончательного единения Руси на древней основе, его главное знамя, поднятое против врагов креста - Казанского царства, в 1552 г. было красное, "а то... знамя писано по камке лудатной червчатой" [2] . Это знамя имело такое значение, так осторожно и бережно хранилось, что даже в конце XVII в. оно было дано князю В. В. Голицыну для возбуждающего большие надежды злополучного Крымского похода 1687 года, - "их великих государей полковое знамя... с которым прадед их государей блаженные памяти великий государь, царь и великий князь Иоанн Васильевич всея Руси ходил и взял Казанское царство"; оно же было опять дано в 1701 г. графу Б. П. Щереметеву, главнокомандующему в Свейском походе. В настоящее время оно хранится в Оружейной палате, и если даже это лишь копия XVII в., как предполагают, все же оно дает нам самое главное - цвет красный. В той же палате есть и другое, уже подлинное знамя, имеющее первенствующее во всей русской истории значение, знамя чисто русское, народное, знамя князя Д. М. Пожарского, под сенью которого он вел нижегородское ополчение на освобождение Москвы и всего царства Русского от иноземного владычества. И оно тоже красное. Затем два главнейших знамени царя Михаила Феодоровича, знамя первого стрелецкого полка и др. - все они красные или червчатые, или малиновые. В вопросе фольклора любимейший великорусский цвет - красный; чуть не вся деревянная посуда, украшения домов и полатей, женские костюмы, праздничные мужские рубашки, девичьи уборы и ленты, шитье - все основано на красном цвете или прямо красное.
И многое еще можно было бы сказать в пользу красного цвета на Руси, хотя бы то, что в народе все девушки венчаются в красном и с красным платком на голове.

Синий цвет с его разными оттенками - голубой, лазоревый и др. также имел большое распространение в Древней Руси. Так, например, одеяния Спасителя, Божией Матери и многих особо чтимых священных и святых лиц всегда были из синего и красного цветов - и Михаил Архангел, покровитель Киева, и св. Александр Невский, а часто и св. Георгий почти всегда в ризах этих двух цветов.
Я уже не говорю о значении синего или голубого цвета как цвета небесного- в области религиозной ею и без того очень часто встречаем на первенствующем месте. В обстановке жизни русского человека мы видим ценину - голубую или синюю поливу в кафлях, фаянсовых и фарфоровых сосудах и т. п. А ценина эта является специально русским характерным производством и цветом. В области другого специального русского производства, дорогого и изящного - финифти, мы видим преобладающий цвет синий. В последних раскопках в Киеве найдена была эта финифть и приспособления для ее производства XI - XII вв. С начала своего расцвета, при Иоанне Грозном, финифть - голубого и белого цветов, и первый из них не только проходит на первом плане чрез всю историю русского финифтяного дела - и при царе Михаиле Феодоровиче, когда лучшие ювелиры были немцы, и потом, когда их заменили русские мастера, и при царе Алексее Михайловиче, когда ему главным соперником явился так полюбившийся царю цареградский, то есть восточный, зеленый цвет, и при царе Феодоре Алексеевиче, восстановившем голубую и белую финифть, но даже в XVIII ст., когда, разгромленное Петром, русское изящное искусство немного было ожило при Елизавете Петровне. Возродившаяся при ней финифть или, лучше, уже эмаль опять была двух цветов - синего и белого.
В народе мы видим в женских костюмах, правда, в южных областях преобладающим синий цвет и для сарафанов, и для панев; также в шитье, как я уже отметил раньше, преобладает сочетание синего и красного перед другими. В Малороссии же, в особенности в эпоху казачества и запорожцев, любимым и более важным цветом костюмов был синий - и жупаны, и казакины, и женские платья, запаски, корсеты, девичьи плахты. Верх на казацких шапках также преимущественно был синий. Отголосок или пережиток особого значения в Южной России синего цвета мы видим в костюмах и обмундировании донских казаков. В общем, надо признать за синим цветом серьезное значение в истории русской жизни, находящее себе историческое объяснение.

О белом цвете говорить почти не приходится, настолько роль его очевидна в русской истории, в особенности в религиозной области. Являясь цветом "Духа Свята", знаменуя собою святительские ризы, чистоту душевную и телесную, ангельский чин, он не мог не быть особым цветом на Руси. В войне ли, или идя на казнь, или просто умирая, русские надевали не только все чистое, но именно белое. Причастницы-девушки шли к причастию в белом - Христовы невесты. Особое значение при постройке церквей имел белый камень, и не потому только, что он был довольно редок, но главным образом за его натуральный цвет. Кирпичные церкви белились обязательно, и раскраска их -явление уже позднейшее, занесенное опять-таки извне. Шитье белым по белому было самое излюбленное и т. д. Этнографически мы видим белый цвет в мужских и женских костюмах в Белоруссии. Таким образом, и этот цвет в истории Руси имеет особое значение.

Но есть и сочетание этих трех цветов задолго до Петра. В ювелирном деле, в деле украшения драгоценными камнями самых дорогих предметов мы видим на первом месте красные камни - рубины, красные яхонты, лалы, альмандины, гиацинты, и т. п., синие - сапфиры, синие яхонты и алмазы, то есть белые. И это сочетание проходит через всю старую Русь до ее уничтожения Петром. Чрезвычайно важно в этом случае знамя, "великий стяг" Иоанна Грозного 1560 г., на котором по лазоревой тафте был нашит темно-синий круг, а на нем изображен Спаситель в белых ризах и на белом коне. Кругом небесное воинство в белых же ризах и на серебряных конях. Надпись у лика Спасителя очень важна для нас: "И облачены в ризы белы, очервлены кровью" [3]. Это знамя дает нам полную религиозную символику этих трех цветов: красный - кровь Господня, белый - святые ризы, синий - небеса. И на такой их символике можно было бы построить все религиозно-символическое значение и трехцветного флага при порядке цветов - красный, белый и синий, и так его строить. Но такое значение мало бы давало для государственного смысла его как флага государства Российского, ибо оно знаменует лишь общехристианский смысл этих цветов, одинаковый для всех христианских государств. Между тем важно, чтобы символическое значение цветов флага говорило бы о России, об ее истории, истории русского народа. И такое значение эти цвета нам дают вполне.

Вспоминая роль красного, синего и белого цветов в истории русского народа, мы видим, что первый - красный - принадлежал преимущественно великороссам, второй - синий - малороссам и последний - белый - белороссам. Невольно напрашивается сопоставление с главнейшим, последним титулом царей русских - "всея Великие и Малые и Белые России Самодержец". А если вспомнить, "откуда изыде русская земля", то увидим, что первый центр ее был Новгород, то есть Великороссия, второй - Киев, - Малороссия, а третий - Смоленск - Белороссия, и на этих трех точках опоры и создалась русская земля, русское, то есть славяно-русское государство. Итак, эти три цвета в порядке - красный, синий, белый - расскажут нам всю нашу историю, покажут нам корень земли русской, ее увенчанную вершину, ее православие.

Таков должен быть, по-моему, наш национальный флаг, истинный наш. (...)"

(Dыделения шрифтом сделаны мною. - ystrek)

Tags: Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments