ystrek (ystrek) wrote,
ystrek
ystrek

Нижний Новгород, прошлой осенью

  • На вокзале о прибытии и отправлении поездов дальнего следования объявляют по-русски и по-английски. (В Москве объявления на иностранном языке удостаиваются только поезда международного сообщения). Судя по интонации, объявления произносят живые женщины, а не компьютеры записанными на диск женскими голосами, как у нас.
  • Объявление о прибытии каждого дальнего поезда завершается фразой: «Добро пожаловать в Нижний Новгород!»
  • Хотя город давно уже снова Нижний Новгород, станция по-прежнему именуется «Горький». (Это бывает, железнодорожники консервативны. Мариуполь при советской власти несколько раз переименовывали в Жданов и обратно, а станция так и оставалась Мариуполем). Но на схемах электричек у вокзала указано: «Горький — Нижний Новгород».
  • На конечных станциях метро вместо «Просьба освободить вагоны» желают «Счастливого пути!».
  • То, что метро в Нижнем сильно недостроенное, знают, конечно, все, кто сколь-нибудь интересовался. Это тот редкий случай, когда на метро заведомо невозможно приехать в центр города или даже близко к нему. Поэтому — станции со включенным наполовину освещением, поезда ходят с интервалом минут в семь, и не слишком заполнены. (Я спросил в гостинице, когда закрывается метро — дежурная, подумав, сказала, что сама она на нём не ездит, но, пожалуй, после девяти вечера метро уже не ходит. Зря я ей поверил, ещё бы много куда успел…). Посмотрим, что будет, когда достроится метромост, и метро доведут, наконец, в центр.
  • В разных частях города (начиная с Кремля) можно увидеть большие деревянные кресты, поставленные на месте разрушенных храмов.
  • Отсутствие знаменитого волжского говора. Это — удивило. Нет, я слышал, что А. М. Пешков, чей псевдоним город долго носил, был мастер играть на публику, но вот и в относительно недавние времена были у меня два сослуживца: один костромской, другой вятский — и оба букву «о» весьма уважали. Но сколько я не вслушивался в речь окружающих людей в самых разных местах — на трамвайной остановке в глубине Сормова, в сквере перед дворцом культуры автозавода, в спальных районах по проспекту Гагарина — ничего даже и близко похожего на «оканье» не услышал. Все говорили «как по телевизору».
  • Хотя изучение промышленной архитектуры никак не входило в мои планы, нельзя было не отметить, что автозавод (знаменитый ГАЗ) поражает размерами. Достаточно сказать, что он непрерывно тянется вдоль 3 (трёх!) станций метро. На этом фоне московский ЗИЛ выглядит какой-то кустарной мастерской.
  • Перепад высот между обеими частями города (по обе стороны Оки) впечатляет. Когда трамвай, проехав по Молитовскому мосту, поднимается на Окский съезд, и там, описав на серпантине букву «S», за пару минут поднимается на высоту 25-этажного дома (а то как бы не выше), и вся заречная часть города становится видна чуть не до Балахны, — это надо видеть.
  • Сормово, как мне рассказали, изначально называлось СорОмово; вторую букву «о» затем выкинули для благозвучия. Интересно, чем тамошние жители заслужили себе подобное наименование.
  • В городе имеются три самостоятельных троллейбусных сети. Одна — в центре, две другие — за Окой. Если тянуть линии через мосты по крутым съездам может быть проблемой, то почему обе заокских сети меж собой не связаны, объяснить трудно.
  • Имеется трамвай № 438. Это рекорд, по крайней мере, в России. Ранее максимальным номером трамвая был 90-й в Петербурге (названный так в честь 90-летия столичного трамвая), но он уже закрылся. А 438-й, как я понял, возник просто от того, что объединили маршруты 4-й и 38-й.
  • Вдоль стен Кремля между Тайницкой и Коромысловой башнями идет прогулочная дорожка. Слева — Кремль, справа — ничем не огороженный обрыв к Зеленскому съезду. Т.е. просто склон, крутизной градусов в 60, и идеально ровный, ни куста, ни выступа (оступишься — полетишь кубарем, не за что будет даже зацепиться), и высотой примерно с 16-этажный дом. А полетишь вот куда: внизу, у самого подножия склона — оживлённая автомагистраль и трамвайная линия. — Так вот, у Кремля, на вершине этого самого обрыва (с которого вниз и смотреть-то боязливо) сидят нижегородские девушки, свесив ножки, о чём-то весело болтают… Некоторые пьют напитки.
  • Обе части города соединяют 2½ моста. То есть, два моста через Оку в центре (Канавинский и Молитовский), и ещё один — Мызинский — где-то далеко в спальных районах. И есть ещё мост совсем за городом, на объездной автомагистрали. (Чтобы представить себе аналогичную ситуацию, положим, в Петербурге, вообразите, что пересечь Неву можно либо по Дворцовому, либо по Литейному мостам, и это всё. Вам мало? Езжайте тогда в Обухово на вантовый мост. Или к Шлиссельбургу на Мурманское шоссе.). В воскресный день день движение на обоих мостах было крайне напряжённым; что там творится в будние дни, могу лишь догадываться (с учётом, опять же, отсутствия линии метро в центр города).</span>
  • Таксист, подвозивший меня с улицы Бекетова в район Ярмарки, рассуждал о новом губернаторе: «Мы-то ждали, что он, наконец, метромост достроит, а он что? а он цирк достроил, представляешь, цирк!» (Звучало как «Чижика съел!»). Потом, подумав, добавил: «Хотя не знаю. Вот жена туда с детьми сходила, им понравилось… Но ведь мост же всё равно нужен, а?»
  • Ярмарка. Которой нет. Нет, на карте она обозначена, и главное здание Ярмарки, той самой, знаменитой, выглядит замечательно, а в тёмное время суток очень красиво подсвечивается… А вокруг — панельные многоэтажки 70-х, гостиница, а под ней — универсам «Перекрёсток». Но только помнится, что Ярмарка состояла не только из гланого здания, это был целый город, со своими театрами и храмами… Тот же таксист рассказал мне, что здания ярмарки существовали вплоть до конца 60-х годов (и он там вырос), превратившись, правда, в жуткие трущобы. И их в итоге снесли, и построили дома, по улице Советской и улице Совнаркомовской.
  • Город очевидно не «туристический». Купить местные сувениры — да что там, обыкновенные открытки с местными видами — удалось лишь на Большой Покровской. А больше — нигде ничего. (Потом мне объяснили в гостинице: «сейчас не сезон, вот летом тут возят туристов по «Золотому кольцу», тогда и центре и на набережной много всего продают… А осенью тут одни командировочные.»). А жаль, жаль: такой красивый, чудесный, замечательный во всех отношениях город достоин большего, чем быть довеском к программе «Золотого кольца», он сам по себе достоин внимания и уважения даже с точки зрения «достопримечательностей». (А про то, что это тот самый город, с которого началось восстановление независимости России, даже и говорить излишне — да только кто сейчас об этом вспоминает…)

Но при том — очень красивый город, и хорошеет на глазах, причём не только там, где ждут туристов.
Но это отдельная тема.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments