ystrek (ystrek) wrote,
ystrek
ystrek

Банально, понимаю, но...

…прошло сто лет — при том сто лет в значительной степени необратимых изменений, — а во многом всё то же самое воспроизводится.

Только, наоборот, Чернышевский стал категорически немодным: теперь теми, кому, якобы, поклонялись «многие поколения русской интеллигенции», назначены другие лица; но в остальном же всё опять то же: и идиотский (в принципе, смешной, если не думать и не знать о последствиях) квазирелигиозный* пафос, и такая же квазирелигиозная нетерпимость:

«Вот ваша рукопись, — вдруг проговорил Васильев, насупив брови и протягивая ему папку. — Берите. Никакой речи не может быть о том, чтобы я был причастен к ее напечатанию. Я полагал, что это серьезный труд, а оказывается, что это беспардонная, антиобщественная, озорная отсебятина. Я удивляюсь вам».

«Ну, это, положим, глупости», — сказал Федор Константинович.

«Нет, милостивый государь, вовсе не глупости, — взревел Васильев, гневно перебирая вещи на столе, катая штемпель, меняя взаимоположение безответных, случайно и без всяких надежд на постоянство счастья сочетавшихся книг "для отзыва". — Нет, милостивый государь! Есть традиции русской общественности, над которыми честный писатель не смеет глумиться. Мне решительно всё равно, талантливы вы или нет, я только знаю, что писать пасквиль на человека, страданиями и трудами которого питались миллионы русских интеллигентов, недостойно никакого таланта.»


* В экранизации повести Кабакова "Невозвращенец" (самый конец 80-х, кажется?) был, помнится, мимолётом изображён некий диссидент, сидящий под чем-то вроде "иконостаса", в центре которого -- портрет академика Сахарова в терновом венце. Очень точная деталь.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment